Дисковая турбина Н. Тесла с четырьмя соплами.

Эта модель турбины разрабатывалась для Французской компании Sirea.
В данной модели изменен дизайн соплового аппарата. В отличии от предыдущей модели, эта турбина имеет четыре дозвуковых сужающихся сопла. Вокруг сопл находится небольшой конфузор-ресивер кольцевой формы для снижения скорости газа перед горлом сопл, что уменьшает потери. Так же изменен дизайн боковых полостей для отвода отработанного газа или пара, такая форма проще в изготовлении. Посадочные места подшипников имеют примитивную систему воздушного охлаждения, в виде прорезанных кольцевых ребер. Изнутри подшипники защищены сальниками, которые подобраны так, что почти касаются вала, но все же очень небольшой зазор есть, т.е. сальники работают как прямоточное лабиринтное уплотнение, с каждой стороны стоят по два сальника. Ротор данной модели тщательно отбалансирован на балансировочном станке, что позволило повышать обороты турбины до 45000-50000 оборотов в минуту и выше. Диаметр дисков ротора - 100 мм, толщина дисков - 1,2 мм, зазор между дисками - 0,3 мм, количество дисков - 15 шт. Вес турбины с манометром и подводящей арматурой - 3,8 кг. Основное отличие этой модели от предыдущей - она сделана значительно грамотнее. За несколько лет занятий этой темой я многое изучил как теоретически, так и практически, что и показали результаты испытаний этой модели.

Дисковая турбина Тесла.

Дисковая турбина Тесла.

Дисковая турбина Тесла.

Дисковая турбина Тесла.

Дисковая турбина Тесла.

Дисковая турбина Тесла.

Представляю видеоматериал испытаний данной модели дисковой турбины Н. Теслы:
На данном ролике подробно показано и рассказано о конструкции турбины:


В этом ролике показан самый первый тест в моем гараже, я был приятно удивлен результатом:


Турбина набирает 20000 об/мин за 1 секунду:


На данном ролике показан процесс балансировки ротора турбины:


Тут показан испытательный стенд:


Далее показаны три видеоролика с тестами турбины при разном давлении и расходе воздуха. Измерение расхода воздуха производилось с помощью усредняющей трубки Пито, установленной в выхлопной трубе турбины. Разницу между статическим давлением и динамическим напором измеряли с помощью водяного U-образного манометра. Температура перед соплами и на выходе турбины измерялась с помощью двух одинаковых мультиметров с термопарами. Используемый мной электрогенератор имеет мощность 390-400 Вт, генератор на постоянных магнитах с КПД 68-70%. К большому сожалению мне не удалось измерить обороты ротора турбины и генератора по моему нелепому недосмотру - банально забыл тахометр дома. Все тесты проводились на открытом воздухе зимой при температуре -16 С.

Первый тест проводили с давлением перед соплами 1,1 бар. В данном тесте рабочее напряжение составило ~13 В, ток ~11,9 А, что составляет мощность ~154,7 Вт. Перепад давления составил ~4,5 мм водяного столба, внутренний диаметр выхлопной трубы - 57 мм, температура в точке отбора давления -33 С, при такой температуре и атмосферном давлении удельная плотность воздуха составляет примерно 1,45 кг/м3, удельный объем - 0,55 м3/кг. Соответственно, весовой расход воздуха составил ~125 кг/ч, объемный ~47,5 м3/ч. Относительный эффективный КПД турбины составил примерно 47-48%. (Это не полный КПД системы, это отношение кинетической энергии струи к механической энергии на валу турбины)


Тест с избыточным давлением перед соплом в 1,5 бар. В данном тесте рабочее напряжение составило ~17,5 В, ток ~16,1 А, что составляет мощность ~281 Вт. Перепад давления составил ~7,5 мм водяного столба, внутренний диаметр выхлопной трубы - 57 мм, температура в точке отбора давления -34 С, при такой температуре и атмосферном давлении удельная плотность воздуха составляет примерно 1,45 кг/м3, удельный объем - 0,55 м3/кг. Соответственно, весовой расход воздуха составил ~162 кг/ч, объемный ~61,3 м3/ч. Относительный эффективный КПД турбины составил примерно 56-57%.


Тест с избыточным давлением перед соплом в 2 бара. В данном тесте рабочее напряжение составило ~19 В, ток ~17,9 А, что составляет мощность ~340 Вт. Давление перед соплами ~2 бар, перепад давления составил ~11,5 мм водяного столба, внутренний диаметр выхлопной трубы - 57 мм, температура в точке отбора давления -35 С, при такой температуре и атмосферном давлении удельная плотность воздуха составляет примерно 1,45 кг/м3, удельный объем - 0,55 м3/кг. Соответственно, весовой расход воздуха составил ~200 кг/ч, объемный ~75,8 м3/ч. Относительный эффективный КПД турбины составил примерно 52-53%.


Тест с избыточным давлением перед соплом в 3 бара. Напряжение на нагрузке - 20 В, ток - 19 А, мощность - 380 Вт. Приняв КПД генератора за 70%, мощность на валу турбины составляет - 543 Вт. В этом тесте не удалось измерить перепад давлений, так как вода в манометре замерзла...


В общем результаты сходятся с моими предварительными расчетами очень близко. Так как турбины имеет дозвуковые сопла, то при повышении давления выше 1,5-1,8 бара эффективность будет падать. Теоретически эффективность должна была падать начиная с давления перед соплами 1,2-1,3 бара, но так как сопла имеют косой срез, а это придает форме сопла небольшое расширение на выходе, которое работает как расширяющаяся часть в сверхзвуковом сопле Лаваля с очень небольшой степенью расширения. При такой форме сопла оптимальное давление перед ним должно быть выше теоретического, что и показал опыт.

Эта модель турбины уже улетела к заказчику во Францию, и уже получены первые результаты их испытаний. Хочу сразу сказать, что результаты очень оптимистичные!
Вот фото их испытательного стенда:
Испытательный стенд дисковой турбины Тесла.
Испытательный стенд дисковой турбины Тесла.
Вот представленный ими график зависимости мощности на генераторе, в зависимости от секундного расхода воздуха и оборотов ротора:
График зависимости мощности от массового расход воздуха дисковой турбины Тесла.
На графике видно, что при массовом секундном расходе воздуха 26 г/сек. (93,6 кг в час), давлении перед соплами 0,8-1 бар и оборотах ротора примерно 22000 об. в мин. им удалось получить 265-270 Вт электрической мощности на генераторе. В моих опытах зимой результаты были скромнее, к примеру лучший результат был достигнут при расходе 162 кг. в час.(45 г/с) при котором генератор выдал 281 Вт. Правда у них генератор с гарантированным КПД 80%, и воздух не с температурой минус 20 С. В любом случае результат обнадеживающий.

Последние результаты испытаний:
При давлении 1,3 бара и массовом расходе воздуха 35 г/сек (126 кг/час) мощность на валу турбины составила 550 Ватт. Для сравнения, в моих опытах при почти таком же давлении и расходе, мощность на валу турбины составила всего 220 Вт. Правда у них температура воздуха была значительно выше, чем в моих тестах, соответственно и динамическая вязкость выше. Я попросил их выслать более подробную информацию, что бы я смог посчитать полный КПД.